Оформление групповых помещений в дошкольных учреждениях играет важную роль в развитии ребёнка, благодаря рационально подготовленной среде образовательный процесс происходит эффективнее, и становится возможным полноценное познавательное, физическое и социальное развитие ребенка. Большое значение в решении задач каждого из направлений имеет детский уголок, в котором располагаются дидактические материалы, пособия, художественная и методическая литература, а для старших детей рекомендуется оформить детский школьный уголок.
Выбор места и главные требования
Уголки в детском саду обычно располагаются по тематическим зонам: физкультурный, книжный, творческий, патриотический и так далее. В каждой возрастной группе продумывается целесообразное расположение мебели, настенных материалов для каждой зоны в соответствии с возрастом детей. Оформление уголков в детском саду в каждой группе должно отвечать ряду общих требований. В первую очередь это – безопасность.
Данное требование подразумевает, что мебель, стенды и наглядные пособия, расположенные в в зоне безопасности, должны быть выполнены из качественных, экологически чистых материалов. Также безопасность оформления этой зоны включает: устойчивость мебели, хорошо закрепленные полки и стеллажи, отсутствие острых углов и сколов.
Второе требование – это доступность. Эта зона должна располагаться в месте, свободном для доступа детей, быть хорошо обозреваемым, соответствовать росту детей. Материалы зоны безопасности должны учитывать половозрастные и индивидуальные возможности детей.
Третье требование – эстетичность оформления. Она обеспечивается за счет красивого оформления стендов, полок, самих демонстрационных и методических материалов. В этой зоне не должно быть порванных книг, сломанных игрушек. Цвета для оформления лучше подбирать яркие, насыщенные, но при этом хорошо сочетающиеся между собой.
Еще одно требование – гибкость. Оно предполагает возможность периодического обновления материалов в зоне безопасности, внесения в её оформления новых деталей, интересных книг, игрушек, наглядности.
Отдельно оформляется в дошкольном учреждении информационный стенд «Уголок безопасности в детском саду». Чаще всего он располагается в вестибюле, чтобы родители воспитанников в любое время могли ознакомиться с актуальной и грамотной информацией. Материалы для стенда разрабатываются совместно с сотрудниками Госавтоинспекции.
Цели создания и основные патриотические атрибуты
Воспитание патриотических чувств – одно из направлений работы ДОУ с подрастающим поколением – особенно актуально в современных условиях, когда происходят многочисленные изменения в жизни общества. Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении, развития их познавательного интереса и активности необходимо создание грамотной предметно-развивающей среды.
Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
Правильное оформление патриотического уголка в детском саду позволит привлечь к изучению каждого ребенка, поможет подобрать материал по силам и интересам, а также наладить совместную работу с педагогом и сверстниками. Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Главные атрибуты
Обязательными атрибутами для патриотического уголка являются: гимн, флаг России, портрет президента и герб России. Гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Обычно оформляется в текстовом варианте и находится на стенде. Однако обязательно в уголке должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми. Флаг Российской Федерации – полотно прямоугольной формы трех цветов: белого, синего, красного (сверху – вниз). Белый цвет означает мир, чистоту; синий – символ веры и постоянства; красный – энергия, сила и кровь, пролитая за Родину. В уголке флаг может быть представлен в разных вариантах, как большим полотном на стене или стоящим на древке, либо маленьким флагом на специальной подставке.
Герб России – еще один государственный символ, четырехугольный щит с изображением золотого коронованного двуглавого орла с державой и скипетром в лапах. На груди орла в красном щите – изображения святого Георгия Победоносца, поражающего змея. Портрет президента страны также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.
Украсить детскую площадку могут сами дети. Узнайте, как организовать конкурс поделок, в этой статье.
Хотите обустроить красивую площадку для ребятишек? Тогда вам поможет статья по https://karuselkin.ru/detskaya-ploshhadka/stroitelstvo-detskoj-ploshhadki-svoimi-rukami/ ссылке.
Варианты детского патриотического уголка в детском саду
Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников. Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах». Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.
Также на территорию средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города/поселка, знаменитыми горожанами, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества». По соседству с материалами о транспорте родного края целесообразно оформить «Уголок пдд в детском саду». Это позволит подойти к решению образовательных задач комплексно.
В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты президента страны, мэра города); карты РФ и края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.
Уголок по пдд в детском саду для старших дошкольников также целесообразно разместить недалеко от патриотического уголка. В него включаются рисунки детей по безопасности дорожного движения, отдельные иллюстрации или фотографии с видами светофоров и переходов, знаков дорожного движения. Сюда могут быть включены фотографии с улиц родного города.
Таким образом, оформляя патриотический уголок в группе дошкольного учреждения, главное учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте. Не стоит также забывать про обязательную безопасность, доступность и эстетичность материалов.